суббота, 15 апреля 2017 г.

#ЛичностныйРост Управление временем с детства? О профессиональном развитии размышления и кое-какие мысли

Периодически слышу в свой адрес "и как ты все успеваешь?"

Тут встретила в магазине маму одноклассника моего сына, которая после приветствий уточнила:
- Вы же работаете не в городе? В Москве?
- Да
- Хм.. Когда же вы все успеваете? - цикнула она и быстро удалилась, пожав на ходу плечами.

А я задумалась. Вспомнила свое детство и студенчество - может, секрет хранится там? Хотя, какие могут быть секреты и тайны?

Интересов у меня всегда было много - и читала, и занималась спортом, и гуляла с друзьями-подругами. Правда, меня никогда никто никуда не водил - просто как-то увлечения находили меня сами: где-то пришла по приглашению вместе со всеми после объявления на физкультуре, где-то узнала по объявлению, где-то за компанию с подружкой "а пойдем, попробуем! хочешь?".

Так и получилось, что кроме школы, начиная с 5-го класса, у меня было 3 тренировки в неделю по 2 часа каждая в спорт-школе класса "волейбол", соревнования - часто в другой город на несколько дней, вышивка 2 раза в неделю, бисероплетение - 2 раза в неделю, фриволите (это такие кружева) - 2 раза в неделю. В итоге получалось каждый день, кроме среды, 2-3 мероприятия - в среду была только школа. Я, правда, подумывала, что хотелось бы еще и фото заняться, но мама уже отговорила - многовато выходило. Потом, правда, многое отошло, и остался только спорт + школа + подготовка в ВУЗ, но и этого хватало - было то уже 5 тренировок в неделю + соревнования в города Подмосковья почти в каждое воскресенье, а это поездки на весь день.

Я не была медалисткой, но училась без троек - в итоге и школу закончила, и спорт-школу с 1-ым взрослым разрядом, и в ВУЗ технический поступила на бюджет сама.

Про поступление в ВУЗ и вообще мое отношение к экзаменам.

Память у меня никогда не отличалась сильной способностью запоминать - зубрить никогда не умела - мне самое главное разобраться в принципах и логике, тогда и учить не нужно - все, что потребуется можно логически вывести. Поэтому никогда не решала десятками задачи - только разбирала одну, а потом проверяла на парочке аналогичных и несколько иных, на сколько верно я уловила основной принцип решения.

Я помню, прихожу как-то с очередной "гулянки" домой около 22-х вечера, и мама, уперев руки в боки "ты вообще помнишь, что у тебя завтра вступительный экзамен по математике?", - "ну, да! в 9.00, а что?". Мама больше меня переживала, как я буду поступать, однажды признавшись мне, когда я уже глубоко училась и работала "когда ты учишься? я никогда не видела те6я за учебниками или курсовыми!". Вот так и пошло - только теперь меня спрашивают "когда же я работаю" или варианты "когда же все успеваю" варьируются, кто-то про себя за спиной так думает.

А, действительно, когда?

Опять же.. единственный раз, пожалуй, мама таки застала меня за учебниками.. по физике! 

Был у меня итоговый экзамен за курс (4 семестра) от статики до квантовой физики. Три дня до экзамена. Готовилась я по учебнику Детлаффа и Яворского - это такой учебнище, толщиной в 1000 страниц где-то, и формата чуть меньше А4. 

Представьте себе картину: комната, я сижу на кресле, забравшись с ногами, передо мной маленький детский стол с этим самым учебником и кучей каких то тетрадных листов, на которых хаотично разбросаны схемки, графики, формулы, обрывки решений... Перед столом на расстоянии не больше метра телевизор. По телевизору, я до сих пор помню, КВН и моя любимая тогда команда Томска - "Дети лейтенанта Шмидта", мама рядом, за большим столом гладит белье... Я разбираюсь с физикой... 

Периодически звонит телефон, я отрываюсь от учебника и иду отвечать - звонит моя одногруппница, с которой по воле случая, мы оказались единственными, кто шел на пересдачу теоретической механики (она, чтобы исправить трояк, я - потому, что отказалась ехать за автоматом "хор" - лень было ехать ради 4-ки: решила, раз уж придется ехать в такую рань в Университет, то чего уж там - можно и экзамен сдать). Подруга звонит с какой-то задачей, которую не получается решить: выслушиваю, въезжаю во все эти моменты, жесткости, шарниры, беру пару минут на решение, перезваниваю, объясняю, кладу трубку и снова возвращаюсь к физике. Теормех был на следующий день после физики, поэтому особо меня не волновал - и в принципе, это же та же физика, но только механика. Физика и "Дети лейтенанта Шмидта". 

Кстати, физику я всегда не сильно любила. В школе ее давали крайне отвратительно и разобраться в ее логике я смогла нормально только уже в университете. Сказать, что к тому моменту я хорошо ее знала, нет. Но я понимала, что за 3 дня с моей памятью вызубрить все формулы и вариации решений не реально - только понимание, поэтому даже не пыталась учить, только разбиралась. Надо отдать должное, все еще помню, что такое дифракция и дисперсия, и что свет имеет двойную природу - корпускулярную и волновую природу..

Тем не менее, результат - физику устно я сдала на отлично, и теормех - тоже. Теормех мы сдавали, сидя перед преподавателем за одним столом и по очереди отвечали не вытянутый билет, а на вопросы, по которым нас и гоняли, предлагая решить задачки тут же без подготовки.

Оглядываясь назад, анализируя свой опыт и отношение к учебе, думаю, что я, наверное, никогда не разделяла и не планировала дела по минутам и спискам. Но такое количество задач всегда было со мной, являясь скорее не упорядоченным графиком, а неким потоком, где что-то всегда шло в параллели - мы, кстати, на парах умудрялись одновременно учиться новому и тут же переписывать лекции, на которых не были, у наших "отличников" и решать курсовые - просто записывать лекции откровенно было скучно и непозволительной роскошью и растратой драгоценного времени - каждая минута тратилась на дело. Правда, было у нас увлечение в группе - как то увлеклись мы книгами Ричарда Баха - это мы тоже читали на парах в промежутках между записыванием конспектов.

Такой способ решения задач закрепился у меня с детства - быть в потоке, а не дискретном графике - сначала это, потом вот, это. Я редко сижу долго на одном месте, постоянно находясь в движении. Внешне складывается впечатление, что я особо ничем и не занята - мы ведь все привыкли считать, что если человек трудиться, то он сосредоточен, сидит и кропает... А тут вечное движение - то здесь, то там.

Сейчас, когда воспитываю своих детей, конечно, смотрю, как они учатся. Наверное, такое чувство времени и умение распределения задач формируется в детстве, к этому выводу я и пришла на своем примере - я с детства дружу со временем.

Я могу ошибаться, все же это субъективный опыт, но:

Когда ребенок учится совмещать несколько дел и аспектов жизни одновременно, то также он будет поступать и потом, будучи самостоятельным и взрослым. Это не означает, что нужно его загрузить максимально, чтобы уж наверняка научился планировать день целиком. Нет. Тем более, когда родители так загружают своих детей, то и планируют за них же каждую минуту! Ребенок, в принципе, может успевать все (а куда деваться то с такими родителями?), но голову при этом они не включают - просто выполняют указания родителей. Если же занятия они сами выбирали, и сами решали, как все это успеть, делая ошибки и понимая как их исправить, то толку, как мне кажется больше. Опять же это не означает, что ребенок должен остаться один на один со своими трудностями - роль родителей быть рядом и быть готовыми дать обратную связь, поддержать и подсказать, если попросят.

Мой сын сейчас плотно заниматься театром и школой. Меня спрашивают другие родители, а как он все будет успевать в старших классах? И тогда я вспоминаю себя - как я все успевала? Точно так же - вот этот урок я сделаю до тренировки, этот - после, а это я прочитаю по дороге, пока еду... 

Кроме того, отпускаю и подготовку ребенка к школьным занятиям, приучая собирать свои вещи самостоятельно - раз забыл сменку, оказался с проблемой в школе - пришлось решать на месте - пойти вымыть и проходить в уличной обуви весь день, в следующий раз обувь приготовил сразу и выложил перед дверью, чтобы не забыть. Так он учится не только ответственности, но и поиску решений в непредвиденных ситуациях - решение найти можно всегда. Делает ошибки сам - сам же и решает. Мое дело - вмешиваться, если что-то сильно начинает сбоить и направлять, но никак не решать и не планировать за него. 

В жизни все усложняется постепенно - от сада в школу, от школы в ВУЗ, от ВУЗа к работе, постоянно добавляя те или иные элементы жизни, которые со временем встают на свое место в системе.

Надеюсь, сыну этот опыт расстановки приоритетов на личном опыте, не по книгам и указкам мамы, папы или бабушки, больше даст и научит естественным образом быть во временном потоке.

Всегда Ваша,
Денисова Елена в мыслях о проф. воспитании

Комментариев нет:

Отправить комментарий