понедельник, 7 ноября 2016 г.

#ТехнологииОбучения. Диалог или монолог в процессе обучения?

Помню первое свое в жизни выступление. Это была лекция по Информатизации в строительстве. 6 групп 3-его курса ПГС - около 160 человек пацанов на 2 года моложе, и чуть меньше 20 девчат того же возраста - их и не видно было в общей массе. Никто нас, молодых аспирантов первого года обучения сразу после диплома не учил - как лекцию подготовить, как по времени рассчитать, да и вообще, как ее, лекцию вести. Почему до сих пор у меня сомнения по поводу компетентности преподавателей, выросших в стенах ВУЗа. У меня тогда, молоденькой девчонки, дух захватил и горло пересохло - ни звука не могла выдавить. Ребята же и успокаивали. Кое-как справившись с волнением, помню, протараторила заготовленный текст и мокрая, как мышь, помню выскочила по окончании лекции...

Потом попривыкла и стала спокойней. Каждый раз спрашивала, есть ли вопросы или, может, кто что не понял. Вопросов не было, а мне казалось, что так и надо. Вопросы, обычно, сыпались на практических занятиях, где я вела уже отдельно у каждой группы - собственный курс Open Plan - управление проектами. Здесь мне было намного комфортней - ребята выполняли мои заранее заготовленные кейсы и инструкции, придумывали свои проекты и задавали много вопросов.

Почему же мы так не любим задавать вопросов на семинарах, лекциях, да даже на конференциях далеко не все готовы озвучить свой вопрос спикеру? Может, сказывается школьное воспитание, когда учитель буквально "заставлял" не задавать вопросы. Помните? "У кого есть вопросы? Или кто-то что-то не понял? Ты не понял, Петров? - Иди к доске!" и все прятали головы в плечи, лишь бы не к доске...

Вот, мне интересно, тренинг предполагает собой активное участие и тренера и тренирующихся - небольшие блоки теории и много упражнений, кейсов, практики - здесь с откликом более или менее понятно. Но неужели нельзя и в методологию ведения лекции или семинара "вложить" необходимые запросы отклика в виде вопросов, например, в ключевых точках материала? По умолчанию, эти виды обучения неэффективны. Но если их использовать дозировано и в комплексной учебной программе, то может, это и будет оправдано и органично вписано в общую схему?

А что касается офф-обучения - ну, там активность на форумах или переписка в специальном информационном пространстве? С электронным обучением еще сложнее, но неужели это невозможно?

Мне кажется, что любой инструмент обучения возможно настроить так, чтобы получать максимальный отклик от обучаемых - вопрос в методологии использования и правильном составлении учебной программы под задачу или цель. Может, я не права...

Как вы считаете?

С уважением,
Денисова Елена


Комментариев нет:

Отправить комментарий