четверг, 7 января 2016 г.

Личностный рост: об ошибках.

Начну с небольшой отвлеченной истории из жизни. 

Как-то была в гостях у подруги. Она сидела на диване, подперев рукой щеку, наблюдала за маленькой дочкой около полутора лет. Дочурка вот-вот должна была открыть дверцу "мебельной стенки", которая открывалась сверху вниз - дверца бы неминуемо бы тюкнула бы девочку по лбу - не опасно, конечно, но неприятно и неожиданно для ребенка. Мать при этом продолжала молча наблюдать и только монотонно прокомментировала (видимо, для меня): "Вот, я мать-ехидна. Молча даю ребенку открыть дверцу, хотя знаю последствия. Ну, ничего. В следующий раз будет осторожней и запомнит, что так делать не нужно".

История, конечно не про бизнес, но все же про него тоже.

Сегодня об отношении к ошибкам коллег, подчиненных, членов команд.

Уверена, что первая и единственная, пожалуй, аксиома в любом сотрудничестве - это то, что все ошибаются - не ошибаются только мертвые.

Поэтому, это нормальная составляющая любого процесса, тем более человеческого. Для него даже придумано название как "человеческий фактор", на который часто делают скидки. Другой вопрос, нужно ли его искоренять полностью или наоборот смотреть лояльно, сквозь пальцы?

Начну с того, что на ошибках нужно учиться - это знает каждый, а вот как - далеко не каждый. 

Ошибки для меня могут разделяться по типам: 
1. Знакомые ошибки, последствия которых известны (типовые, можно сказать), возможно исправить или недопустить
2. Знакомые ошибки, которые не в коем случае нельзя допускать
3. Уникальные, требующие анализа для решения ситуации, чтобы не повторить или знать, как решить

Исходя из этой "типологии" и строится отношение к ошибкам.

Если ошибки, которые знакомы мне и известны последствия и решения, но кто-то все же хочет поступить именно так, не вполне доверяя мне, то я позволяю их допускать. Потом даю возможность самостоятельно с этим справиться. Вмешиваюсь только тогда, если ситуация выходит из под контроля. И когда "сбываются" последствия, прикусываю язык, чтобы не сказать обычную в этих случаях фразу: "Ну, я же говорила!" - как правило, люди сами доходят до правильного решения и благодарны за такую возможность. Главное - в разборе ошибок не выяснять "КТО виноват", и ставить вопрос следующим образом - "Что и почему произошло? Какие выводы нужно сделать? и Что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию?".

Для ошибок третьего типа действует правило анализа ошибок и решения - не выяснять "КТО виноват", и ставить вопрос следующим образом - "Что и почему произошло? Какие выводы нужно сделать? и Что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию?".

Со вторым типом ошибок все немного сложнее. Здесь, если предупреждения игнорируются (я тебя выслушал (а), но сделаю по своему), приходится вступать в жесткую "игру" - очень не люблю такой вариант решения проблем. Иногда вынужден "подставиться", чтобы вытащить проблему на "белый свет" и только после ее идентификации решать - как правило, люди, кто уперто делают то, что не нужно и критично, сами же понимают что очень сильно ошиблись. Поэтому тратить время на "разборки" считаю нецелесообразным - надо решать, что и как делать. 

Таким образом, никогда не ставьте первым вопросом - "Кто виноват?!" - если человек адекватный, он сам поймет свою ошибку  и будет стремиться ее исправить, а вам будет благодарен за предоставленный шанс (пусть даже, если и вам будет несладко, но зато в общей команде и "связке", что укрепит только отношения в долгосрочной перспективе). Не стоит также отталкивать провинившегося и делать все самому - необходимо предоставлять возможность исправиться.

Если же человек вместо того, чтобы включиться в процесс исправления ситуации, ведет себя неадекватно - встает в позу или отходит в сторону или продолжает "свою игру", то с такими людьми я предпочитаю расставаться, жать руку и отпускать навсегда.

Ну, и напоследок, необходимо помнить, что и сам можешь оступиться, ошибиться и выбрать неверное решение. Возможно, и к вам отнесутся лояльно в будущем за ошибки.

С уважением,
Денисова Елена

Комментариев нет:

Отправить комментарий